В День народного единства в Донском государственном техническом университете прошел II Конгресс народов Дона


В День народного единства в Донском государственном техническом университете прошел II Конгресс народов Дона.

В рамках Конгресса работали различные тематические площадки, в них приняли участие руководители национальных автономий, представители органов власти, научного сообщества, правоохранительных структур, средств массовой информации.

«День народного единства - государственный праздник, который консолидирует общество. Исторически донская земля – территория добрососедского проживания представителей более чем 150 народов и этнических групп. На Дону 80% участников социологических опросов  положительно оценивают состояние межэтнических отношений», - отметил Губернатор Ростовской области Голубев В.Ю.

Межнациональный форум проходит на Дону второй раз, первый состоялся в июне 2015 года. За два прошедших года на Дону создана правовая база, регулирующая межнациональную сферу, и завершена работа над системой мониторинга межнациональных отношений. В этом году на поддержку инициатив в сфере межэтнических отношений Ростовская область получила более 15,5 млн рублей федеральной поддержки. Около 8 млн рублей бюджетной помощи впервые направлено 12-ти донским национально-культурным объединениям, которые занимаются значимыми социальными проектами.

В обсуждении вопросов межнациональных отношений на пяти тематических площадках конгресса, развернутого в донской столице,  участвовали более 1500 представителей из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. В их числе депутаты, делегаты от этнокультурных, религиозных, молодежных и общественных организаций, муниципальных образований Дона, ученые, педагоги и журналисты.

Кроме того, в рамках Конгресса, прошло расширенное заседание Консультативного совета при Губернаторе Ростовской области.

Для муниципальных служащих был организован обучающий семинар, посвященный системе государственного и муниципального мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, созданной Федеральным агентством по делам национальностей.

На интерактивном диспуте «Информационная политика и межэтнические отношения в Ростовской области» обсуждены вопросы работы СМИ как одного из инструментов противодействия идеологии экстремизма и терроризма, профилактики экстремизма в молодежной среде.

Еще одно мероприятие - презентация просветительского этнокультурного проекта «150 культур Дона»

Результатом широкого обсуждения наиболее актуальных вопросов межнациональной и межконфессиональной тематики стало принятие резолюции конгресса.

В документе отмечено, что особое внимание следует уделить распространению позитивного практического опыта межэтнического взаимодействия, духовной и культурной общности россиян, воспитания патриотизма, уважения к истории, культурам, традициям народов, проживающих в Ростовской области. Необходимо приобщать молодежь Ростовской области к истории взаимодействия, сотрудничества народов России в строительстве государства, освоении территорий, защите нашего Отечества.

«Участники конгресса, представители всех народов многонациональной России, проживающие в Ростовской области, убеждены, что единство народов Российской Федерации, их взаимопонимание, дружба, совместная работа являются основой дальнейшего демократического развития Великой России, национальной безопасности нашей Родины. Поэтому укрепление гражданского единства жителей Ростовской области всех национальностей, создание единой российской нации – это дело государственной важности. Ростовская область стала Отечеством для граждан практически всех национальностей. И они должны располагать всеми возможностями для своего этнокультурного и гражданского развития, для налаживания равноправной и достойной жизни в единой семье», – говорится в резолюции.

На общественное обсуждение был вынесен проект Концепции государственной национальной политики Ростовской области,  утвердить которую планируется до конца года. С текстом проекта Конценции можно ознакомится ниже. Все предложения и замечания к проекту можно направлять в адрес управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области - тел. 240-17-48, 240-17-93, e-mail: Perepelitsa@donland.ru.

 

КОНЦЕПЦИЯ

государственной национальной политики в Ростовской области

 

1. Общие положения

Концепция государственной национальной политики в Ростовской области (далее – концепция) представляет собой систему основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Ростовской области, определяет механизм и основные направления реализации государственной национальной политики в Ростовской области.

Основой государственной национальной политики в Ростовской области являются цели и принципы Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Концепция учитывает национальные традиции народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, задачи комплексного развития Ростовской области, региональные особенности экономической, политической и социально-культурной жизни.

Объектом государственной национальной политики в Ростовской области является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России и иных этнических общностей, проживающих на территории Ростовской области.

Концепция разработана в целях обеспечения интересов Российской Федерации и Ростовской области, интересов общества и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Она направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава и иных нормативных правовых актов Ростовской области, на опыте межнационального взаимодействия жителей региона.

Концепция разработана с учетом федеральных и региональных актов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения национальной безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, миграционной и молодежной политики, политики в области образования и культуры, других актов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

Реализация концепции должна способствовать:

- взаимодействию и выработке единых подходов к решению существующих и возникающих проблем в сфере межнациональных отношений исполнительными органами государственной власти Ростовской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, политическими, общественными и религиозными объединениями;

- профилактике и противодействию идеологий экстремистской и террористической направленности, национального и религиозного сепаратизма;

- сохранению и развитию культур и языков жителей Ростовской области, укреплению духовной общности граждан России;

- обеспечению прав национальных меньшинств;

- поддержке соотечественников, проживающих на приграничных территориях иностранных государств, содействию в развитии их связей с Ростовской областью и другими регионами России.

2. Состояние межэтнических отношений в Ростовской области

Ростовская область – один из наиболее многонациональных субъектов Российской Федерации, где наряду с русскими, составляющими более
88 процентов населения, проживают представители многих народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Все они сложились как этнические общности на территории региона. Благодаря объединяющей роли русского народа здесь сохранились уникальное единство и многообразие обычаев и традиций, духовная общность и союз различных народов.

По переписи населения 2010 года в Ростовской области проживают представители более 150 этносов. Наибольшую численность составляют около тридцати этнических групп, из которых самые крупные: русские, армяне, украинцы, белорусы, татары, представители народов Кавказа.

Большинство этносов проживают дисперсно на всей территории области.

В 70 – 90-е годы в ряде восточных районов области в результате интенсивной трудовой миграции сложились компактные группы чеченцев, аварцев, даргинцев, лезгин и других выходцев из северокавказских республик. В 90-е годы появился поток вынужденных мигрантов из республик Средней Азии (турки-месхетинцы, курды и др.), а также вынужденные мигранты из зон вооруженных и межэтнических конфликтов – русские, армяне и украинцы. В 2000-е годы наибольший вклад в миграционный поток, принятый Ростовской областью, внесли легальные и нелегальные трудовые мигранты из Армении и Азербайджана, а также государств Центральной Азии.

Ряд национальностей сконцентрированы в отдельных территориях:

армяне – в г. Ростове-на-Дону, г. Таганроге, Мясниковском, Егорлыкском, Кагальницком, Октябрьском (с), Целинском районах области;

корейцы – в Азовском, Аксайском, Веселовском, Волгодонском и Семикаракорском районах области;

чеченцы и представители народов Дагестана – в юго-восточных районах области: Дубовском, Заветинском, Зимовниковском, Орловском, Ремонтненском;

турки-месхетинцы – в Мартыновском, Сальском, Волгодонском, Багаевском, Веселовском, Семикаракорском, Зимовниковском и Целинском районах области.

Абсолютное большинство среди жителей области составляют русские – 3 795 607 человек или 88,7%.

Десять национальностей представлены крупными общинами, насчитывающими более 10 000 человек:

армян – 110 727 человек (2,59%), украинцев – 77 802 человека (1,82%), турок (в т.ч. турок-месхетинцев) – 36 185 человек (0,84%), представителей народностей Дагестана – 25 249 человек (0,6%), азербайджанцев – 17 961 человек (0,42%), цыган – 16 657 человек (0,39%), белорусов – 16 493 человек (0.38%), татар – 13 948 человек (0,33%), корейцев – 11 597 человек (0,27%), чеченцев – 11 449 человек (0,26%).

В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года 29 682 человека (0,7%) идентифицировали свою национальность как казак.

Численность других этносов, проживающих на Дону, имеют численность от 1 до 8000 человек.

В Ростовской области созданы и активно действуют более
70 этнокультурных общественных объединений, из них более 20 – национально-культурные автономии.

Деятельность органов власти региона направлена на формирование общероссийской идентичности, привитие правового сознания, что, в свою очередь, создает и поддерживает на Дону благоприятную среду для мирного сосуществования представителей различных этносов. За счет этого регион является весьма привлекательным для мигрантов.

В последние годы активность миграционных процессов в регионе резко возросла, что на фоне нестабильности социально-экономического развития, демографических проблем, продолжающихся поисков центральной (базовой гражданской или этнической) идентичности создает предпосылки для роста межэтнической напряженности. В этой связи сегодня крайне необходима выработка программного решения проблем в сфере регулирования межэтнических отношений, при котором будет складываться атмосфера миролюбия, дружбы, согласия, сотрудничества и взаимопомощи, высокая правовая культура.

В рамках реализации приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации в Ростовской области были приняты следующие правовые акты:

постановление Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 220
«О Консультативном совете по межэтническим отношениям при Губернаторе Ростовской области»;

постановление Правительства Ростовской области от 16.01.2017 № 12
«О плане мероприятий на 2017–2016 годы по реализации в Ростовской области Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Правительство Ростовской области на постоянной основе оказывает финансовую, организационную, информационную и методическую поддержку этнокультурным общественным объединениям в проведении национальных праздников и мероприятий.

В целях реализации мер, направленных на гармонизацию межэтнических отношений и предупреждение межнациональных конфликтов, Правительством Ростовской области разработан план мероприятий на 2017 – 2018 годы по реализации в Ростовской области Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В рамках исполнения плана проводятся мероприятия, направленные на сохранение межэтнической стабильности и профилактику экстремистских проявлений.

По рекомендации Правительства области во всех полиэтничных районах Ростовской области реализуются муниципальные программы и планы мероприятий по реализации государственной национальной политики, профилактике конфликтов на межэтнической почве, сформированы и действуют малые консультативные советы (советы старейшин), советы межэтнического согласия и другие общественные формирования, обеспечивающие сотрудничество местных этнических групп с органами власти и управления.

Помимо указанного стратегического документа в регионе системно реализуется подпрограмма «Укрепление единства российской нации и гармонизация межэтнических отношений в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Региональная политика», утверждённой постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 602.

В рамках подпрограммы ежегодно проводится комплекс мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации на территории Ростовской области, этнокультурное развитие народов, проживающих в регионе, научное и методическое обеспечение реализации государственной национальной политики, совершенствование системы государственного и муниципального управления в обозначенной сфере.

При реализации подпрограммы организуется комплексная информационная кампания, в рамках которой в областных и муниципальных СМИ выходят материалы, освещающие деятельность Правительства Ростовской области, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, представителей общественных объединений и религиозных организаций по гармонизации межэтнических отношений и профилактике межэтнических конфликтов.

Кроме того, в целях пропаганды общероссийской гражданской идентичности, а также повышения информированности граждан о культуре народов, проживающих в Ростовской области, на постоянной основе организуется производство и размещение в эфире региональных телеканалов тематических информационных материалов и социальных видеороликов.

Регулярно проводятся заседания рабочей группы по контролю реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 и Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ, на которых заслушиваются доклады глав городских округов и муниципальных районов области о состоянии и принимаемых мерах по гармонизации межэтнических отношений, профилактике экстремистских проявлений, причинах возникновения межэтнических конфликтов.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межэтнических отношений» внесены изменения в уставы муниципальных образований области, положения о структурных подразделениях органов местного самоуправления, должностные инструкции муниципальных служащих и должностных лиц, детализированы их полномочия и ответственность.

Управлением социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области в полиэтничных муниципальных образованиях Ростовской области организуются и проводятся межведомственные зональные совещания по обеспечению межэтнического согласия и профилактике этнического экстремизма.

В работе совещаний, помимо членов Правительства Ростовской области и глав муниципальных образований, принимают участие руководители Главного управления МВД России по Ростовской области, областной прокуратуры, Управления ФСБ России по Ростовской области, Управления ФМС России по Ростовской области, профильных областных ведомств.

В рамках работы по укреплению межэтнических отношений в Ростовской области были разработаны и направлены во все городские округа и муниципальные районы Ростовской области методические рекомендации по созданию механизма выявления и профилактике конфликтов на межэтнической почве. Ведется работа по формированию культуры межэтнического общения в студенческой среде. К работе по выработке рекомендаций в сфере межэтнических отношений привлечено научное сообщество.

На постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Ростовской области.

Отдельное внимание в проводимой работе уделяется вовлечению в общественную жизнь представителей молодежного актива этнокультурных общественных объединений, студенчества, а также авторитетных молодых людей, представляющих разные национальности и разные социальные группы. Так по поручению Губернатора Ростовской области в состав советов по межэтническим отношениям при администрациях городских округов и муниципальных районов области включены неформальные лидеры молодежи местных этнических общин, в ряде территорий созданы и действуют молодежные Советы по межэтническим отношениям.

Наиболее актуальными целями в работе органов исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области является укрепление гражданского единства российской нации и развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Ростовской области.

3. Приоритетные направления и задачи государственной национальной политики в Ростовской области

3.1. Приоритетными направлениями государственной национальной политики в Ростовской области являются:

- совершенствование государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики;

- укрепление единства и духовной общности российской нации;

- обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межэтнических отношений;

- обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан;

- создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

- обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Ростовской области;

- сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- учреждение и поддержка конкурсов, премий и иных форм общественного признания в области национальных культур;

- создание дополнительных гарантий для обеспечения прав народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, в социально-культурной сфере;

- развитие системы гражданско-патриотического воспитания молодежи;

- обеспечение условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, изучения и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

- информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

- совершенствование взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области с институтами гражданского общества;

- мониторинг средств массовой информации и интернет-сообщества на предмет разжигания межэтнической или межконфессиональной ненависти и вражды и профилактика проявлений экстремизма и сепаратизма на почве радикальных националистических и религиозных идей;

- развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области и общественных объединений граждан на территории Ростовской области;

- содействие формированию взглядов на историческое прошлое народов Российской Федерации, населяющих Ростовской область, как часть истории единого Российского государства.

3.2. Задачи в сфере государственной национальной политики в Ростовской области:

3.2.1. Задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики:

- объединение усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, институтов гражданского общества Ростовской области по укреплению единства российского народа, межнационального мира и согласия;

- установление ответственности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области за состояние межнациональных отношений, а также мер стимулирования указанных лиц;

- обобщение и распространение передового опыта работы в муниципальных образованиях Ростовской области в сфере межнациональных отношений;

- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, и их удовлетворению;

- обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Ростовской области в актах государственного стратегического планирования в Ростовской области;

- совершенствование системы государственного управления и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области при реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Ростовской области;

- совершенствование нормативной правовой базы Ростовской области в части, касающейся:

регулирования вопросов, связанных с обеспечением дополнительных условий укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, гармонизации межэтнических отношений, развития межэтнического и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

поддержки деятельности региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межэтнического сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов;

реализации полномочий и ответственности исполнительных органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в сфере межэтнических отношений и государственной национальной политики;

- организационное обеспечение совершенствования деятельности органов государственной власти Ростовской области по решению задач государственной национальной политики Российской Федерации на территории Ростовской области;

- проведение анализа состояния нормативной правовой базы Ростовской области, муниципальных образований Ростовской области, регламентирующей вопросы гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, муниципальных планов мероприятий по реализации государственной национальной политики для обеспечения единства целей, задач и принципов государственной национальной политики;

- совершенствование организации местного самоуправления с учетом возможности использования форм традиционной территориальной самоорганизации народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области;

- разработка и реализация государственных и муниципальных программ, направленных на укрепление единства российской нации, обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурного развития народов России (далее - государственная программа, муниципальная программа);

- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Ростовской области.

3.2.2. Задачи по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики:

- обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва государственной гражданской службы Ростовской области и муниципальной службы Ростовской области;

- принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении исполнительными органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области и организациями своей деятельности.

3.2.3. Задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межэтнических отношений:

- определение в качестве приоритетных задач в сфере государственной национальной политики для исполнительных органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области и их должностных лиц вопросов, связанных с поддержанием межнационального мира и согласия, гармонизацией межнациональных отношений, профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, содействием диалогу между представителями различных этнических общностей;

- формирование в общественном мнении нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия в регионе;

- совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма;

- принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей;

- вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;

- организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;

- предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

- определение полномочий и ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных и муниципальных органов в сфере профилактики и пресечения межэтнической и межконфессиональной напряженности и конфликтов;

- развитие государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в Ростовской области, на территории муниципальных образований; мониторинг состояния межнациональных отношений в районах дислокации воинских частей;

- реализация мер правового и информационного характера по профилактике недобросовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах.

3.2.4. Задачи по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики:

- обеспечение сбалансированного, комплексного и системного развития Ростовской области, включая оптимальное использование накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации, рациональное размещение производительных сил; сокращение уровня социально-экономической дифференциации муниципальных районов; совершенствование межбюджетных отношений в целях обеспечения дополнительных условий для реализации принципов социальной справедливости и равноправия граждан, гражданского мира и согласия;

- создание благоприятных условий для экономического и социального развития региона в целях обеспечения свободы предпринимательской деятельности и социальной защиты граждан;

- формирование гибкой системы расселения, учитывающей многообразие этнокультурных укладов жизни народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- содействие развитию народных промыслов и ремесел в целях увеличения занятости народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, в том числе на селе;

- обеспечение потребностей региональной экономики и рынка труда, интересов сбалансированного развития районов, решения задач демографической политики путем активного воздействия на миграционные процессы, включая меры стимулирования для привлечения мигрантов в трудонедостаточные отрасли и районы и создания рабочих мест в трудоизбыточных местностях.

3.2.5. Задачи по содействию национально-культурному развитию:

- обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, на основе идей единства и дружбы народов, межэтнического согласия, российского патриотизма;

- поддержка деятельности национальных творческих коллективов, представляющих культуру народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- формирование культуры межэтнического общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- развитие межэтнических и межрегиональных культурных связей, в том числе путем заключения соответствующих межрегиональных соглашений, распространение традиционных и современных произведений литературы и искусства народов России и бывшего СССР, в том числе с привлечением государственного телевидения и радио, общественного телевидения, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;

- развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта;

- организация посещения молодежью Ростовской области городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

- обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, путем:

формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

развития волонтерского (добровольческого) движения в сфере сохранения культурного наследия, включая реставрацию культурных ценностей;

 совершенствование системы подготовки кадров в сфере национальных культур;

- разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, в том числе литературных переводов, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов России, народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- формирование представления о единстве общероссийской культуры и истории, состоящем в многообразии национальных и локальных культур;

- формирование представлений об общем для народов России, проживающих на территории Ростовской области, историческом культурном пространстве;

- противодействие идеологии противопоставления культур и религий народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области.

3.2.6. Задачи государственной национальной политики в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, на всех этапах образовательного процесса путем:

- создания благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психофизического формирования личности обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества и народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала с учетом возрастных особенностей, а также формирования высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;

- развития системы патриотического (военно-патриотического) воспитания как особой образовательной и воспитательной структуры, направленной на воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, формирование потребности в труде в социально-педагогическом пространстве образовательных организаций, осуществляющих образовательный процесс с использованием культурно-исторических традиций казачества и народов Российской Федерации;

- создания условий для сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- организации постоянно действующих курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- сопровождения и мониторинга изучения языков народов Российской Федерации в общеобразовательных организациях Ростовской области;

- проведения мероприятий, направленных на обеспечение свободного, добровольного, информированного выбора модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» родителями обучающихся общеобразовательных организаций Ростовской области;

- реализации социальных проектов этнической направленности, проведения конкурсов, фестивалей, творческих площадок на языках народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности;

- совершенствования системы обучения в образовательных организациях Ростовской области в целях сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;

- введения в программы образовательных организаций Ростовской области образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;

- создания в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на интернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;

- разработки комплекса мер по противостоянию попыткам внедрения радикальных и экстремистских идей, особенно в образовательных организациях среднего и высшего образования региона;

- поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;

- совершенствования учебной литературы и программ обучения в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения;

- замены учебных пособий по языкам народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, изданных за рубежом, на учебные пособия, изданные в Российской Федерации;

- подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

3.2.7. Задачи по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России:

- создание оптимальных условий использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;

- обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации;

- разработка и реализация мер по поддержке языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, и защите языкового многообразия;

- обеспечение прав граждан на изучение родного языка;

- недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;

- возрождение и поддержка практики перевода произведений отечественной литературы на языки народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, других народов России;

- обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на языках народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, с другими субъектами Российской Федерации.

3.2.8. Задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:

- содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;

- создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Ростовскую область соотечественников, проживающих за рубежом;

- решение при реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года социально-экономических и демографических задач с учетом интересов и этнокультурных традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области;

- противодействие формированию на территории Ростовской области замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;

- обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

- совершенствование системы мер, обеспечивающих взаимное уважительное отношение мигрантов и принимающего сообщества в культурно-бытовой сфере;

- укрепление роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социальной и культурной адаптации мигрантов на основе использования инфраструктуры культурных и учебных центров;

- обеспечение на основе государственно-частного партнерства участия общественных объединений и религиозных организаций в деятельности многофункциональных культурно-образовательных интеграционных центров, в которых мигранты получают юридические и бытовые услуги, обучаются русскому языку, знакомятся с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации и Ростовской области.

3.2.9. Задачи по информационному обеспечению реализации государственной национальной политики:

- формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики, включая поддержку проектов, направленных на реализацию задач настоящей концепции;

- распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики в Ростовской области;

- организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия, в том числе, для начинающих журналистов;

- выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики в Ростовской области;

- осуществление территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики в Ростовской области, а также содействие мерам повышения квалификации журналистов в этой сфере;

- использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межэтнической или межконфессиональной ненависти либо вражды;

- содействие подготовке и переподготовке журналистов в сфере освещения государственной национальной политики Ростовской области в средствах массовой информации.

3.2.10. Задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Ростовской области:

- участие Общественной палаты Ростовской области в подготовке управленческих решений в сфере государственной национальной политики в Ростовской области;

- усиление роли Общественной палаты Ростовской области, общественных консультативных органов муниципальных образований Ростовской области в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

- поддержка деятельности межнациональных общественных объединений, ассоциаций, фондов, национально-культурных общественных объединений как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве;

- усиление общественного контроля деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области по реализации государственной национальной политики в Ростовской области;

- обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Ростовской области;

- обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межэтнических отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;

- вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межэтнической нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;

- развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики в Ростовской области;

- использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных и многонациональных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, в целях гармонизации межэтнических отношений, совместного противодействия росту межнациональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды.

3.2.11. Задачи в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики в Ростовской области:

- содействие формированию положительного имиджа Ростовской области за рубежом как субъекта Российской Федерации, где гарантируется удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межэтнических отношений;

- содействие популяризации и распространению за рубежом русского языка и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, способствующих формированию позитивного имиджа России и Ростовской области за рубежом;

- привлечение национально-культурных обществ, действующих в Ростовской области, к взаимодействию с партнерами из-за рубежа в рамках международного и внешнеэкономического сотрудничества Ростовской области;

- оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, их национальным диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей посредством расширения связей с учреждениями культуры Ростовской области, образовательными организациями Ростовской области и национально-культурными общественными объединениями в Ростовской области.

4. Механизмы реализации государственной национальной политики в Ростовской области

Эффективность реализации государственной национальной политики в Ростовской области обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер.

Реализация настоящей концепции осуществляется Правительством Ростовской области во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области.

Правительство Ростовской области утверждает план мероприятий по реализации настоящей концепции (далее – план мероприятий).

Координатором деятельности исполнительных органов государственной власти Ростовской области по исполнению плана мероприятий является Правительство Ростовской области.

Основным инструментом реализации настоящей концепции является план мероприятий и государственные программы. На муниципальном уровне инструментом реализации настоящей концепции могут стать муниципальные планы мероприятий и муниципальные программы.

Вопросы реализации государственной национальной политики могут оперативно рассматриваться на заседаниях Консультативного совета по межэтническим отношениям при Губернаторе Ростовской области с участием представителей Общественной палаты Ростовской области, иных совещательных и консультативных органов при Губернаторе Ростовской области, экспертов.

Реализация концепции может осуществляться также путем заключения межрегиональных соглашений, принятия нормативных правовых актов Ростовской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области.

В ходе реализации настоящей концепции Консультативный совет по межэтническим отношениям при Губернаторе Ростовской области вправе вносить Губернатору Ростовской области предложения по реализации концепции.

Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей концепции в Ростовской области может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, государственных научных организаций.

Правительство Ростовской области утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области по реализации задач государственной национальной политики в Ростовской области.

Правительство Ростовской области представляет Губернатору Ростовской области ежегодный доклад о реализации концепции, составленный с учетом докладов глав муниципальных районов и городских округов Ростовской области.

Корректировка настоящей концепции осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межэтнических отношений в Ростовской области и отдельных муниципальных образованиях.

 

 

 

Материалы представлены пресс-службой Губернатора Ростовской области и управлением информационной политики Правительства Ростовской области